Апастово-информ

Апастовский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Почему осень жизни такая печальная? (Рассказ)

Песня затронула самые тонкие струны души Сажиды, которая и так была переполнена печалью. Судьба так горько пошутила над ней. В какой момент своей жизни она совершила такой крутой поворот? Не стало ли тому причиной данное ей возлюбленному обещание? У нее часто бывают дни, когда она старается быть сильной, гордой, но все же не может вынести душевной боли. Особенно душа не находит себе места в дождливые осенние дни. Именно эта тоскливая осень и сбила ее с верного пути.

Кажется, что годы юности были совсем недавно. Кажется, и с близкой подругой Алсиней они еще вчера подолгу говорили на берегу озера. Не стерлись из памяти и вечера, когда они влюблялись в парней из соседних деревень и вышивали платки своей первой любви. А протяжный гудок поезда, который увозил будущих солдат на службу... И этот звук звенит в ушах...
С Алсиной они были очень дружны. В деревне их называли сестрами-близнецами. Несмотря на то, что они не были очень похожи по внешнему виду, они всегда одинаково одевались и были вместе, куда бы они ни шли. Если кто-то готовил что-нибудь вкусненькое, то и чай они пили вместе. А вот их возлюбленные Данис и Мансур, сколько бы мечтали, не смогли вместе отправиться в армию. Призыв на военную службу Мансур получил на неделю позже и попал на Афганскую землю.
- Считанные дни пролетят быстро, а пока будем утешаться письмами от наших солдат, - утешали себя девушки.
Это были годы, когда девушки закончили школу и отправились осваивать профессию в столицу. Вместе ходили на концерты, в театры, но на других ребят не заглядывались. Как бы то ни было, ведь они дали обещание своим возлюбленным: «Обязательно дождусь, и будем вместе!».
Но, в то время, как от Даниса приходили полные любви письма, послания от Мансура стали приходить все реже. Его письма были сухими. Время от времени даже почерк его было не узнать. В те дни, когда Сажида сомневалась в чистоте чувств своего парня, в подлинности его любви, пришла тревожная весть. Мансур был тяжело ранен на Афгане и вряд ли сможет встать на ноги... В дождливые и мрачные осенние дни добавилось и чувство тревоги, неопределенности. Шорох желтых листьев напоминал грустную мелодию. Отчаяние охватило девушку.
Мансур рос один среди четырех сестер. Он был человеком, который должен был стать опорой для своих родителей. Не желая беспокоить близких, он несколько месяцев пытался скрыть то, что он на войне. Но не получилось. Вместе со здоровьем от него ушло и душевное спокойствие. Безвременно ушедшие из жизни друзья-солдаты приходили к нему во сне и терзали душу. Вдобавок он беспокоился о том, сможет ли выдержать известие о его положении сердце его родителей, примет ли его таким возлюбленная.
Сажида не захотела связывать свою судьбу с покалеченным солдатом. Пойдя наперекор зову своего сердца, она повернулась спиной к своей первой любви. Во-первых, ее родители были против ее возвращения в деревню, а во-вторых, не хотели, чтобы дочь всю жизнь страдала с мужем-инвалидом. Их отношения были разорваны.
Оправдания, встречи, извинения в данном случае были бы неуместны. Девушка искала утешение в своей работе и старалась забыть возлюбленного. А Мансур совсем впал в уныние, словно остался посреди болота в безвыходном положении. И мать, которая терпеливо переносила на своих плечах и без того большие жизненные испытания, переживала за сына. Жизнь заставляет плакать и мужчин. Нет, ее сын не такой слабый и беспомощный, не будет лить слезы зря.
- Физическая боль ничто по сравнению с сердечными ранами, - сетовал он.
Хорошо, что в эти дни опорой ему стали сестры и его друг Данис. Даже его гитара, всегда лежащая у изголовья, не смогла унять боль. Да и Мансуру в его положении было и не до гитары. Долгие дни, месяцы, годы, проведенные в больницах, санаториях, сделали свое дело.
Мансур снова научился сначала сидеть, потом стоять. Постепенно стал брать в руки и гитару. В ней он нашел утешение и близкого друга. Наверное, никто не мог спокойно пройти мимо их дома. Грустные, тоскливые мелодии терзали сердце каждого. Только Сажида не хотела ничего ни 

слышать, ни знать. Она боялась, что сломается, выдаст свое душевное состояние. Ведь решение ее было твердым.
А у Алсины и Даниса все было хорошо. Дойдя до того момента, когда жизнь стала невозможной друг без друга, они назначили дату свадьбы. В жизни Алсины было много радостных моментов: помолвка, выбор свадебного платья, покупка колец. Несмотря на то, что в душе Сажиды царило смятение, она, конечно, была рада за близкую подругу. Она была в центре всех событий. Но когда оставалась одна, из ее глаз лились слезы. Она радовалась счастью подруги, желала ей счастья, но сердце ее щемило от боли. Ведь они когда-то мечтали провести свадьбу в один день, встретиться у ЗАГСа, разделить радость, загадать желания. Эх, мечты, мечты… Зачем так обманули ее? Нити дружбы между девушками не порвутся, но удастся ли примириться с несбывшимися надеждами?
Тем не менее жизнь продолжается. Прошла и свадьба. И Саджида, казалось, на некоторое время успокоилась. Хотя она осознавала, что пути назад закрыты, она не искала счастья в городе и не нашла свою любовь. Смирилась со своей судьбой и всю жизнь посвятила работе.
Вскоре у Алсины родилась дочь. Сажида часто навещала счастливую семью. Через пять лет пара снова решила завести ребенка. После радостного известия от Алсины: «У нас будет сын!», Сажида каждый вечер спешила после работы в больницу. Когда до родов оставались считанные дни, состояние ее подруги неожиданно ухудшилось. А вскоре ее глаза закрылись навсегда. “Не оставляй моих детей в чужих руках. У меня нет никого ближе тебя. Ты с моим супругом расти моих детей”, - успела сказать подруге Алсина.
Врачи объяснили, что Алсине нельзя было снова рожать, ее почки не выдержали нагрузки. Нелегко было смириться с тем, что ее цветущая подруга, которая в жизни не жаловался на свое здоровье, ушла так неожиданно.
Для Сажиды смешались день и ночь, прошлое и настоящее. Как же она могла не выполнить последнее слово своей подруги, с которой прошли всю жизнь? Неужели она еще не сполна расплатилась за свои ошибки? Если бы она была немного терпеливее, добрее, может, она бы сегодня была счастлива? Мансур хоть и с трудом встал на ноги, обзавелся семьей, с супругой живут хорошо. Только рядом с ним не Сажида. При редких встречах он уже не хочет открыто разговаривать с Сажидой. Видимо, в молодости она не разглядела большой любви и Мансур больше не испытывает чувств к той, что не поддержала его в трудное время. Ведь в те годы, когда он лежал в постели, у него было много времени и на размышления, и на подведение итогов, и на сравнение. Жизнь научила его отличать черное от белого.
Капли осеннего дождя были словно слезами Сажиды. Осень унесла из жизни и ее близкую подругу. Осень снова заставила ее страдать. Даже на этот раз она была бессильна перед обстоятельствами.
«Я не смогу быть счастлива, нарушив данное обещание. Да и семьи я создать так и не смогла. Бог не простит, если я не выполню последнюю волю моей подруги».
Для Даниса это тоже были черные дни. Рвали на части душу глаза детей. Дочь постоянно мучила вопросами: «Когда вернется мама?». А друг Мансур? Его беспокоит вопрос, поймет ли он этот шаг. Никогда не знаешь, куда унесут тебя ветры судьбы… Нельзя жить только по велению сердца.
Сажида решительно вошла в дом, где жил Данис, и стала мамой для двух малышей. Она не жалела любви и заботы для детей. У них с супругом родился общий ребенок. Он не делил детей на своих и ее. Но чувство любви к супруге у него так и не возникло. Сама она больших чувств тоже не испытывала. Она понимала, что в семье, созданной от безысходности, не может быть любви. Да и мама воспитала ее словами: «Чужой берег никогда не будет твоим». Но никто не посоветовал ей в свое время, что нельзя терять чистую первую любовь. Их связывали лишь общие воспоминания из юности. Но каждое из этих воспоминаний напоминало об Алсине.
В это время снова наступило затишье. Казалось бы, жизнь наладилась, но тут произошло неожиданное. К разочарованиям жизни прибавилась и горечь предательства. Все раны сразу же как будто посыпали солью....
Сегодня, идя на работу, она увидела девочку, как две капли похожую на ее дочь. До нее уже доходили слухи, что девушка, с которой изменяет ее супруг, беременна. Значит, все правильно, дыма без огня не бывает. Мужчина, деливший с ней постель, говорил слова любви другой.
Ее друзья много раз пытались открыть ей глаза. Пытались объяснить, что ее супруг уже много лет встречается с другой. Они же советовали ей расстаться с ним. А она жила в уверенности, что холодность Даниса объясняется тем, что он не может забыть Алсину. Сажида чувствовала уважение и заботу мужа. Не считая мелких обид, не было у них и больших ссор.
В окно врывается осенний ветер. И день этот был мрачным и неприветливым. Идет мелкий дождь.. Только Сажида уже не может плакать. Видимо, ее сердце давно зачерствело. Суровость судьбы высушила ее слезы. У нее сейчас в душе только один вопрос: «Что делать?». Как объяснить детям, которые уже подросли и все понимают? И перед ними стыдно, и перед людьми. Сказать Данису, что она все знает? Или пусть и дальше все идет своим чередом?
Эту осень она провела в полной неопределенности. Не знала, чего ожидать от следующей осени. Слушая разливающуюся по комнате песню, она вспоминала приятные события юности и старалась взять себя в руки, скучала по тем временам. Вспоминала весну, лето, зиму. А вот осень почему-то не вспоминалась. Наверное, потому, что приносила ей только грусть и потери…
Лейля Шигабеева.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 

 

 


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев