9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией
Так что же такое «коррупция», и, главное, как ее победить?
В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. В этот день во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.
Корру́пция (от латинского corrumpere — растлевать, латинского corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" понятие коррупции определяется следующим образом:
коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Следствиями коррупции являются:
· неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
· неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;
· потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;
· потери времени из–за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
· разорение частных предпринимателей;
· снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
· понижение качества общественного сервиса;
· нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;
· неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;
· рост социального неравенства;
· усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;
· ущерб политической легитимности власти;
· снижение общественной морали.
льтатом деятельности одного человека.
В большинстве случаев борьба с коррупцией требует участия всего общества. Для этого существует два механизма. Первый из них — политическая конкуренция. С помощью выборов граждане могут выразить свое отношение к тому или иному лидеру, наделить его властью или лишить
полномочий. Второй механизм — гражданский контроль. Для его осуществления нужно обладать знаниями. С помощью гражданского контроля можно наблюдать за действиями власти, оценивать их, делать соответствующие выводы.
В то же время следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за коррупционные административные правонарушения, (статья 19.28. «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» КоАП РФ) и ряд других.
2. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупционными фактами.
В Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся четыре основные статьи антикоррупционной направленности: ст. 204 (коммерческий подкуп); ст. 290 (получение взятки); ст. 291 (дача взятки); ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве), которые сейчас являются наиболее актуальными с точки зрения теории уголовного права и практики правоприменения.
Следует отметить, что одним из способов обеспечения возмещения причиненного вреда в результате совершения преступления является конфискация имущества.
3. Гражданско-правовые меры борьбы с коррупцией.
Исходя из метода гражданско-правового регулирования, основной причиной для принятия мер по противодействию коррупции является частный интерес; соответственно, обладатель этого интереса и будет заинтересован в применении возможных правовых средств, которые послужили бы для искоренения коррупции в конкретной организации, группе организаций, отрасли. Но поскольку волю свою он навязать не может, то главным правовым средством для него выступает договор, в котором он вместе с другими договаривающимися субъектами возлагает на них и на себя определенные обязанности (действовать определенным образом и воздерживаться от определенного (в частности, коррупционного) поведения.
Можно выделить следующие гражданско-правовые институты:
1) недействительность сделки, предусматривающей совершение акта коррупции, при признании ее в судебном порядке;
2) возмещение ущерба в исковом судопроизводстве, которое включает в себя реальный ущерб, упущенную выгоду, компенсацию морального вреда;
3) выделение условий наступления ответственности за акт коррупции;
4) требование возмещения ущерба от государства при совершении акта коррупции должностными лицами, при исполнении ими своих полномочий.
В заключение своего выступления хочу отметить, что определенный вклад в дело борьбы с коррупцией вносит прокуратура района.
Надзор в данной сфере будет продолжать оставаться одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.
Однако коррупционные схемы постоянно совершенствуются. Это объективно требует также постоянной работы по актуализации и совершенствованию нашего законодательства.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев