Апастово-информ

Апастовский район

18+
Рус Тат
Наши герои

Родился в «рубашке»

Один из таких людей - мой племянник - полковник в отставке, бывший старший инспектор по особым поручениям штаба МВД СССР, Отличник МВД, «Почетный работник МВД РТ», ветеран Великой Отечественной войны, уроженец Апастово Ахат Каюмович Юнусов (06.09.1926 – 22.04.2017).

  Будучи подростком, он пережил много трудностей и потерь, работая в родном селе, а затем, став солдатом, прошел страшный боевой путь. Он неоднократно сталкивался со смертью как в тылу, так и на фронте. Ахата Каюмовича Юнусова давно нет в живых, но память о нем живет в наших сердцах. Его сын Айрат Юнусов собрал много интересной информации о нем. Я решила представить эти воспоминания читателям. Из рассказов Ахата Каюмовича Юнусова...

 

«Едва избавился от волков»

 

Впервые я почувствовал близость смерти в 14 лет в один из летних дней 1941 года, когда помогал взрослым в колхозе. Там нам, группе ребят, велели отнести сено на пристань Красновидово. Каждому выдали телеги с сеном, и мне досталась самая старая лошадь. Мы спокойно добрались до места, выгрузили сено. Возвращаясь вечером через густой лес, я отстал от группы из-за слабой лошади. Вдруг неподалеку, на вершине леса, послышался протяжный вой волков. Я начал изо всех сил гнать свою старую лошадь. Откуда у лошади взялись силы?! Она бросилась вперед - я чуть не выпал с телеги. Потом, к счастью для меня, стали виднеться огни домов на окраине деревни. Волки отстали.

 

«Выжил и в огне»

 

В колхозе работали в две смены с утра до вечера. Людей не хватало, ушедших на фронт мужчин заменяли дети и подростки. Зима в 41 году пришла рано: в конце октября уже шел снег, а в ноябре были сильные морозы. Полностью убрать пшеницу с поля не успели. Поэтому нам приходилось работать даже ночью при сорока градусах мороза. Чтобы согреться и приготовить еду, на поле разводили костры. В одну из таких ночей, когда я, 15-летний подросток, наливал в бак комбайна бензин из ведра, оно вдруг загорелось: ветром в него попали искры от костра. А неподалеку есть еще неочищенные зерновые склады и убранное зерно. Если бросить ведро с горючим, огонь мгновенно воспламенит их и распространится оттуда на бочки с бензином и технику: комбайн, молотилку, ручные зерноочистительные машины. Но самое главное - вокруг десятки людей и лошадей. Поняв все это, я, не отпуская горящего ведра, с криком побежал к куче снега. В итоге меня отправили в больницу с ожогами лица, рук и ног. В течение двух дней врачи боролись за мою жизнь, и смерть отступила. А я очень гордился собой, потому что спас односельчан от огня, спас лошадей, технику и зерно.

 

Немецкие самолеты пролетели над головой

 

В ноябре 1943 года в возрасте 17 лет меня призвали в армию. Один год служил в учебном батальоне химической обороны, где получил специальность офицера химической разведки и звание младшего сержанта. Затем меня направили в 101-ю гвардейскую дивизию 19-й резервной армии, дислоцировавшуюся в Польше. Но к тому времени необходимость в дополнительных химразведчиках в войсках отпала, и меня назначили пулеметчиком. На срочную подготовку направили в 329-й гвардейский полк. Параллельно выполнял обязанности связиста. Вот как-то раз, сдав пакет, я вышел обратно в часть. Нужно было идти по открытому мосту. Внезапно из ближайшего леса вылетела группа немецких самолетов. Они пронеслись над моей головой два раза, пролетев очень низко. Очевидно, нацисты решили повеселиться с одиноким солдатом, как кошка играет с мышью. Затем один из них сбросил бомбу, которая взорвалась прямо поблизости. Взрывная волна ударила меня, но и осколки пролетели мимо, не задев меня. А вот контузия была сильной: я на несколько дней оглох, болела очень сильная голова. Тем не менее, избежал смерти в 3-й раз.

 

Получил контузию

 

В последний год войны получил еще одну тяжелую контузию. Это был артиллерийский снаряд, выпущенный по колонне наших солдат прямым огнем из немецкого танка, закопанного в землю и прикрытого ветвями деревьев. Из-за нехватки топлива немцы превращали свои бронемашины в укрытые огневые точки. Мы были на марше, не успели вовремя заметить опасность. Идущего рядом офицера снаряд разорвал на куски. Его оторванная нога отлетела в мою голову. Кроме того, от сильного взрыва я на некоторое время оглох и застыл на месте под огнем противника. Спасибо двум нашим бойцам. Они подползли ко мне и положили меня на землю в безопасное место. Затем, по распоряжению командира взвода, направлен в санитарный батальон. Когда я пришел в сознание, я понял, что еще раз избежал смерти. Наконец, поправив здоровье, вернулся в свой полк. В это время я управлял пулеметным отделением.

 

Осколок снаряда попал  в грудь

 

Несколько месяцев спустя, во время одной из атак, рядом со мной взорвался снаряд, на этот раз мина. Осколок снаряда попал мне в грудь и оторвал красный флаг гвардейского значка, прикрепленного к гимнастерке. Без этого значка кусок снаряда попал бы мне в сердце. Таким образом, я уже в 5-й раз столкнулся со смертью. После этого случая обо мне говорили коллеги и командиры: «Наш сержант Юнусов родился в рубашке». В конце апреля 1945 года командование дивизии направило меня на фронтовые курсы младших лейтенантов, но окончить их я не успел: война закончилась.

Талия Файзуллина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

 

 

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев